Проект РБОО «Центр лечебной педагогики» при поддержке благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее»: Научно-методический центр (НМЦ)
Статьи

Зачем нужна игровая педагогика?

Игровая педагогика – система, разработанная в Центре лечебной педагогики И.Ю. Захаровой и Е.В. Моржиной, которая детально рассматривает эмоциональное, психологическое развитие ребенка от рождения до семи лет, а также предоставляет родителям и специалистам игровые инструменты, позволяющие преодолевать проблемы и задержки развития у детей с различными особенностями.

Смотреть видео

1,3,7
Детство человека делится на три игровые эпохи (да, ребенок начинает играть с самого рождения!): до года, с года до трех, с трех до семи. Игра – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. Согласно игровой педагогике, «задача взрослого – наблюдать и чутко поддерживать игру ребенка в соответствии с актуальным уровнем его развития, понимать те ценности, которые проживаются ребенком в игре, будь то ценность собственных телесных ощущений, движений, границ, чувств и т. п. или ценность отношений. И на основе этого предлагать ребенку именно те игры, которые помогут освоить следующие этапы развития».

В чем смысл игры?
В каждом возрасте – в разном! С одной и той же игрушкой можно играть совершенно по-разному. Важно смотреть не на то, с чем играет ребенок, а на то, как он это делает. Например, играя с машинкой, ребенок, испытывающий потребность в ритме и повторах, будет крутить колеса; проживающий игру с напряжением — скатывать машинку с горки в пропасть, а стремящийся к упорядочиванию мира — возить машинку по дороге.

Я, мир и люди
В каждом возрасте ребенок одновременно развивается в трех направлениях – отношения с миром людей, с миром предметов (и физическим пространством), с самим собой. Все важно! Например, в первую игровую эпоху (до года) ребенок выстраивает диалог с собственным телом на уровне комфорт/дискомфорт, развивает движение и формирует схему тела. Во вторую игровую эпоху (с года до трех) у ребенка появляется возможность обнаружить «свое» и сказать о себе «я», благодаря активным играм и исследованию с предметами, физическим пространством и своим телом, а также развитию речи и навыков самообслуживания. В третью игровую эпоху (от трехдо семи) происходит осознание собственного мира эмоций и желаний, своего внутреннего мира, освоение систем взаимосвязей, появление регуляции собственного поведения на основе правил.

ЦЛП, Выготский и Бриш
Игровая педагогика родилась благодаря огромному опыту работы авторов методики с детьми с особенностями развития и наблюдению за развитием игры нормативно развивающихся сверстников особых детей. Также в основе Игровой педагогики лежит знание о возрастной психологии Льва Выготского и теория привязанности Карла Бриша.
Игровая педагогика. Модуль 1 Игровая педагогика. Модуль 2

* по мотивам статьи Захаровой И.Ю., Просветовой Е.В «Игровая педагогика — от первых дней до готовности к школе» и книги «Игровая педагогика: таблица развития, подбор и описание игр» / И.Ю. Захарова, Е.В. Моржина. - М.: Теревинф, 2018

Игровая педагогика