Статьи

Ведущий детско-родительских групп: что это за профессия, и как ей обучаться?

Что такое детско-родительские группы? 


Программа Родители и дети — первый год создана на основе Пражской программы «Родители и дети» (PEKiP = Prager Eltern Kind Programm). В России ее адаптировал и распространяет Центр лечебной педагогики «Особое детство».

Групповые занятия для детей от месяца до года и их родителей направлены на поддержание естественного развития ребенка и укрепление его гармоничных отношений с родителями. В группе одновременно занимаются 6–8 детей с мамами или папами.

Основное времяпрепровождение на занятиях — игры. Они были разработаны психологом Ярославом Кохом и позже усовершенствованы в программах PEKiP и «Родители и дети — первый год». 

Игры подобраны под соответствующий возрасту уровень развития, поэтому дети в одной группе должны быть близкими по возрасту.

Какова роль ведущего?


Ведущий предлагает игры, соответствующие уровню развития ребенка, побуждающие его к активным движениям. В таких играх раскрываются способности ребенка, он становится более самостоятельным, ловким, любознательным. Однако все основано на свободе воли: если ребенок спит, голоден или не в настроении, заставлять играть его не нужно. Можно пока посмотреть на то, как другие родители взаимодействуют с детьми. 

Для демонстрации игр ведущий использует куклу, похожую на младенца, и подробно поясняет все свои действия. А пока дети играют, подходит ко всем по очереди, отвечает на вопросы родителей, предлагает помощь, поддерживает. 

Между играми бывают небольшие паузы, когда родители могут обсудить питание, сон, развитие, уход и здоровье ребенка. Задача ведущего — поддержать этот разговор, дать информацию на важные темы и способствовать возникновению общего обсуждения. 

Как устроены занятия?


Программа состоит из четырех самостоятельных курсов по 10 занятий. Группы закрытые на протяжении каждого курса, что помогает уже на первых занятиях почувствовать комфортную атмосферу, доверие к ведущему и друг к другу и задавать любые вопросы.

Занятие длится полтора часа и проходит раз в неделю. У него есть структура: общее приветствие, которое инициирует ведущий, игры, перемежающиеся беседами и разговорами, общее прощание.

Родители могут по желанию принять участие в любом количестве курсов — от 1 до 4. При наборе следующего курса состав группы может меняться — с помощью ведущего, который контролирует этот процесс. 

Кто может прийти учиться на ведущего?


На обучение на курсе «Родители и дети – первый год» принимаются социальные педагоги, реабилитологи, психологи, педагоги, медики и другие специалисты, работающие с детьми раннего возраста или семьями.

Предусмотренный обучением объем знаний легче будет воспринять, если есть соответствующее образование. Но главное требование – чтобы человек хотел освоить этот инструмент, был эмпатичным, задавал вопросы и старался проникнуться идеей групп. 

Что включает базовый курс?


  • Четыре семинара по три дня (всего 96 академических часов)
  • Посещение работающих групп «Родители и дети — первый год
  • Письменные работы (отчеты о посещении групп)
  • Самостоятельное изучение рекомендованной литературы (не менее 30 часов)
  • Собеседование

Каковы основные темы базового курса?


  • Введение в программу «Родители и дети – первый год»
  • Основы психологии развития ребенка на первом году жизни
  • Повышение чуткости и компетентности во взаимодействии детей и родителей
  • Развитие ребенка в первой четверти года
  • Игры с ребенком в первой четверти года
  • Основы ведения группы. Специфика детско-родительских групп
  • Развитие ребенка во второй четверти года
  • Игры с ребенком во второй четверти года
  • Организация пространства в группе в первом и во втором полугодии
  • Принцип позитивной обратной связи
  • Практические навыки побуждения к игре и движению
  • Организационные аспекты создания и ведения групп и PR программы
  • Развитие ребенка в третьей четверти года
  • Игры с ребенком в третьей четверти года
  • Основы ведения беседы в группе
  • Развитие ребенка в четвертой четверти года
  • Игры с ребенком в четвертой четверти года
  • Особые случаи, встречающиеся в группах
  • Принцип «позитивной обратной связи» при нарушении процессов развития и коммуникации

Успешно окончившие базовый курс (сдавшие письменные работы и прошедшие собеседование) получают Свидетельство об окончании базового курса по программе «Родители и дети – первый год» и право на ведение групп под супервизией.

Какие материалы получает ведущий?


  • Список книг и статей для самостоятельного изучения (в т.ч. книга Лизель Полински «PEKiP: игра и движение. Более 100 развивающих игр для детей первого года жизни» и др.)
  • Папка с описанием игр с фотографиями для очных участников
  • Доступ в Classroom, где выложены игры (описания, видеозаписи) и все другие необходимые материалы к каждому семинару (статьи, презентации и т.д.)

Резюме:


После обучения ведущие достаточно компетентны, чтобы создать и поддерживать атмосферу в группе, учитывая интересы всех участников. Они хорошо разбираются в психологическом и двигательном развитии детей и могут грамотно проводить игры и отвечать на вопросы. Они могут поддержать родителей в непростой период жизни и помочь им научиться видеть уникальность своего ребенка на его собственном пути развития.

По отзывам участников обучения, полученные знания для них оказались важны вне зависимости от того, стали они ведущими групп или нет: само обучение для многих было ресурсно, поменяло взгляд на раннее развитие и взаимодействие родителей с ребенком.

Родители и дети Раннее детство