Статьи

Как природная среда помогает педагогам?


Каждый учебный год уже много лет подряд дети, занимающиеся в ЦЛП, летом едут с родителями и педагогами на Валдай, чтобы продолжить занятия на природе. Почему это бесценно – рассказывает Елена Моржина, педагог, психолог ЦЛП.

Родители видят больше!

В течение учебного года педагоги вместе с родителями ставят и решают определенные задачи, и на Валдае мы продолжаем их решать, но уже в других условиях, в другой среде и с другой интенсивностью, наблюдая за ребёнком в течение дня. Родители могут быть непосредственными участниками педагогического процесса, когда приходят со своим ребёнком на фольклорные игры, танцы, кружки. Происходит взаимный обмен: родители наблюдают, как педагоги выстраивают процесс, а педагоги смотрят, как родители помогают ребёнку встроиться в событие. И затем они между собой могут обсудить, какие опоры помогают ребёнку освоить среду. 

Много нового с опорой на привычное

На Валдае, как и в учебном процессе, существует два типа событий — структурное (знакомое детям, предсказуемое) и праздничное (нетипичное, с элементами неожиданного). 
Структурированные — это стабильный распорядок дня: ежедневная зарядка, кружки, занятия. Неструктурированные — мероприятия типа ярмарки или похода. 

Ежедневно повторяющиеся события продолжают быть опорой для ребёнка, как и в течение года. На Валдае эти занятия несколько видоизменяются, делается акцент на общую жизнь: мы все вместе выходим гулять, приходим на кружки с родителями, братьями и сёстрами. Так как за год дети освоили репертуар привычных игр, то педагоги создают новые формы занятий, подбирают новые игры. Например, мастерят маски, делают сенсорный клей, играют в знакомые и незнакомые настольные игры, готовят пиццу. 

Опыт, который поможет в городской жизни

Яркое нестандартное событие учит ребенка выдерживать его интенсивность и ориентироваться в новой ситуации. Педагоги рисуют карту события и используют визуальное расписание для тех ребят, кому оно поможет сориентироваться. Можно заранее рассказать, как событие будет происходить во времени и в пространстве, какие будут работать секции. 

Одновременно мы обговариваем с родителями, как помочь ребенку выдержать это нестандартное событие (ведь на одной территории вместе собирается около ста человек), не перегрузиться и выйти из события с ценным опытом. Например, педагог, зная особенности ребёнка, может предложить сначала пойти на сенсорную поляну, поискать сокровища, затем в “бар” — попробовать вкусную еду, отдохнуть, а дальше — на площадки с большей интенсивностью. Такая постепенная адаптация к событию кому-то поможет без перегруза выдержать всю ярмарку. Этот опыт постепенной адаптации к интенсивному событию родители могут потом использовать при походе в театры, музеи, на мастер-классы в городе. 

Новые запахи, текстуры, ощущения и… старые правила

Важнейшая составляющая летних заездов — природа, которая нас окружает. Река, лес, озеро, костер, жизнь в палатке — это новый развивающий опыт для многих детей и для родителей тоже. Сенсорный опыт соединяется с социальным. Здесь, как и в течение года, тоже работают границы и правила: не убегать в лес, к речке, есть еду в походе на коврике, жарить хлеб по команде педагога. Мы договариваемся, что нельзя идти купаться, когда хочется, смотрим в расписание, когда все вместе пойдем на речку. 

Валдай — это целый мир для развития новых возможностей как у детей, так и у родителей и педагогов. Совместная, общая жизнь, в которой изначально создаются условия для роста и развития. Бывают трудные моменты, события, проблемы у ребёнка, семьи… К трудностям стараемся относиться как к задаче, вызову, вместе думаем над путями преодоления и — двигаемся дальше.
Опыт ЦЛП