Глоссарий
Р

«Рука-под-рукой»

– техника обучения и взаимодействия с человеком, у которого есть выраженные нарушения зрения или ТМНР. Она заключается в том, что ребенок или взрослый с ТМНР кладет свои руки на руки другого человека для того, чтобы: а) обследовать новый предмет или поверхность (особенно если по каким-то причинам он не решается сделать это самостоятельно – например, боится уколоться, испачкаться и т.п.); б) «наблюдать» за действиями другого человека, отмечая своими руками движения, которые совершает другой человек, а затем пробовать совершить их самостоятельно; в) общаться с помощью контактного (тактильного) жестового языка; при этом руки того, кто совершает высказывание на языке жестов, находятся под руками того, кто воспринимает сообщение. Техника «рука-под-рукой» позволяет человеку с ТМНР самому контролировать и регулировать степень своей вовлеченности в процесс совместного исследования, деятельности или общения – в любой момент он может убрать свои руки с рук сопровождающего его партнера по взаимодействию и перейти к самостоятельному обследованию или к самостоятельным действиям, а также «позволить рукам отдохнуть», если впечатление от тактильного контакта с другим человеком или с обследуемым объектом было слишком волнующим, а затем вернуться к контакту. Эта техника часто сочетается с техникой «рука-в-руке» в процессе освоения новой деятельности.